Итак, после долгих и упорных трудов, сайт создан и выложен на хостинг. И сразу возникает вопрос - что делать дальше? Какие шаги надо предпринять, чтобы привлечь целевых посетителей на свой сайт? Ведь именно здесь находится та важная и интересная информация, которую ищет пользователь.
Прийдеться опять засучить рукава: Раскрутка сайта - целый комплекс мероприятий, который Вам придется выполнить, если Вы хотите, чтобы Вашу страничку заметили в безбрежном море Интернета. Нужно сказать, что это довольно-таки трудоемкая работа. Нет, можно, конечно, подождать, пока роботы поисковых машин сами найдут Ваше творение и проиндексируют его. Но это будет очень не скоро, да и после этого посетители толпами не повалят.
Мы не будем рассматривать способы раскрутки, требующие солидных расходов. Речь пойдет о небольших сайтах, чаще всего любительских. Откуда у них, вернее их владельцев, деньги на рекламу? Окупить бы расходы на хостинг, ну, может быть, еще на доступ в Интернет вебмастеру, который по совместительству является еще и владельцем сайта.Раскрутку зачастую понимают как увеличение посещаемости сайта тем или иным способом (в некоторых случаях — любым доступным). Неважно, мол, что за посетители приходят, неважно, что они уходят моментально, даже не ознакомившись с первой страницей сайта, — вебмастеру просто приятно в таких случаях смотреть на счетчик. Но к сожалению такого вебмастера, толку от такой раскрутки немного, о чем мы поговорим позже.
А сейчас сформулируем собственное определение цели раскрутки практически любого сайта: Раскрутка сайта заключается в привлечении на сайт посетителей, заинтересованных в его содержании.
Что это даст? Раскрученный сайт заработает для вас больше денег. Я думаю, это очевидно. Но для сомневающихся приведу цифры. Допустим, вы пришли в Интернет зарабатывать деньги. Вы хотите продавать свои знания. Вы написали учебный курс "Как делать баннеры" и решили продавать его со своего сайта. Если вы установили приемлемую цену за свой информационный продукт (допустим 10 долларов), если ваш сайт называется "Как сделать свой сайт" (или "Дизайн в Интернете"), то есть привлекаете на сайт целевую аудиторию, то по средней статистике ваш курс купит один человек из ста, посетивших ваш сайт. То есть при посещаемости 100 человек в день вы продадите одну книгу в день, или другими словами, заработаете 10 долларов. Если вы раскрутите свой сайт до 1000 посетителей в день, то вы сможете продавать 10 экземпляров вашего курса в день, то есть будете зарабатывать 100 долларов в день. Большая разница? Итог: чем больше раскручен ваш сайт, тем больше денег вы с его помощью заработаете.
Итак, какие способы привлечения посетителей на сайт существуют вообще:
1.Регистрация сайта в каталогах
Обычно сайты регистрируют в каталогах с единственной целью – увеличить ИЦ и PR своей страницы. Ожидать, что после регистрации в каталогах к Вам на сайт потечёт поток посетителей не стоит. Новые сайты в рейтингах каталогов всегда находятся на самых нижних позициях, поэтому вероятность того, что посетитель, просматривающий каталог до него доберётся – равна нулю. Да и любителей искать сайты по каталогам – немного. Но тут есть «но»: крупные каталоги часто используются поисковыми системами как «источники авторитетности» сайтов, в них зарегистрированных. Кроме того, многие каталоги дают возможность поиска по своим базам — что увеличивает количество пользователей, которые могут найти ваш сайт. И третье «но», самое приятное: некоторые каталоги используются поисковыми системами как источник дополнительных сведений о сайтах; иначе говоря, регистрация в этих каталогах может дать некоторое преимущество вашему сайту в результатах поиска поисковых систем.
2. Ссылки с других сайтов
Обычно другие сайты ставят ссылку на Ваш ресурс в двух случаях. Если Вы поставите у себя на сайте их ссылку – то есть обменяетесь ссылками, либо если Вы опубликуете на их сайте интересную статью со ссылкой на Ваш ресурс. В первом случае эффект будет минимальным, так как сайт, который согласился обменяться ссылкой, обычно не более посещаем, чем Ваш. В противном случае – обмениваться ссылкой ему будет невыгодно. Во втором случае эффект может быть гораздо выше, особенно, если Вы написали очень интересную статью и ее разместили у себя другие сайты. Но и здесь не стоит рассчитывать более чем на 50 посетителей в день с каждого сайта, разместившего статью. Ссылки, конечно, можно купить, например на Sape.Ru, тем более это будут односторонние ссылки с более или менее раскрученных сайтов. К примеру: за 10 ссылок с главных страниц сайтов с доменным именем второго уровня, нужно выложить около 10$ в месяц.
3. Ссылки на форумах
И в этом случае не стоит рассчитывать на большое количество посетителей. Форумы быстро обновляются, новые сообщения оттесняют старые, а модераторы многих форумов часто удаляют рекламные ссылки. Привлечь посетителей с форума можно только одним способом – ставить ссылку на свой сайт в своей подписи и быть очень интересным собеседником. Если Вы даёте ценную и интересную информацию участникам форума – люди проникаются к Вам доверием и уважением, и им интересно становится посетить Ваш сайт. Максимум посетителей, которые придут к Вам – это 5-10 посетителей в день с каждого форума.
4. Участие в баннерообменных и линкообменных сетях
Эффект от такого участия весьма сомнителен. Показ чужих баннеров на Вашем сайте будет происходить чаще, чем показ Ваших на других сайтах. Таким образом, посетители с Вашего сайта будут уходить на другие сайты чаще, чем приходить. Участвовать в этих сетях не рекомендуется. Как же так? — спросите вы. Почему же все рекламные кампании в Интернете обязательно включают в себя баннерную рекламу? Почему же крупнейшие сайты увешаны баннерами, как новогодние елки? Если баннерная реклама неэффективна, зачем ею пользуются все эти гиганты? А вы не забыли, что мы говорим о раскрутке небольших сайтов? Для больших сайтов — то есть с большой посещаемостью и большим количеством страниц — баннерная реклама вполне эффективно выполняет свои задачи. Но арифметика там совсем другая. Впрочем, никто не мешает владельцу сайта вешать рекламу и накапливать показы, чтобы в дальнейшем, когда на счету в баннерной сети будет более или менее солидное количество показов, устроить большую рекламную кампанию. Я не останавливаюсь на перспективах участия в баннерных сетях с целью заработка на выкупе показов или их продаже на вторичном рынке, ибо речь совсем не об этом. Продавать показы можно потом, когда раскрутим сайты. Иначе копить пакет показов, который не стыдно выставить на продажу, придется долго.
5. Статья, анализ, обзор, эссе
Отличный способ раскрутить свой сайт. Написав интересную статью, анализ, эссе или обзор - разместите ее на посещаемом ресурсе. Вам за неё ничего не заплатят, но нам важно другое – в заголовке статьи будут указаны реквизиты Вашего сайта. Если статья действительно стоящая – поток посетителей к Вам на сайт будет обеспечен. Разместите 3-4 своих статьи на сайтах с посещаемостью 3-5 тысяч человек – и вы гарантированно получите 300-500 посетителей в первую неделю после публикации. Дальше ручеек будет постепенно иссякать. Но Вам никто не мешает писать новые статьи. В последнее время люди все больше внимания обращают не на внешний вид, а на содержание и качество. Запомните это, если Вы хотите раскрутить свой сайт! Если Вы хотите, чтобы Ваш сайт нравился людям, и они возвращались на него снова и снова, необходимо, чтобы он был интересным и полезным. В нем не должно быть ничего лишнего (не слишком много текста, не слишком много картинок), он не должен быть чересчур навязчивым, но все же запоминающимся. Старайтесь избегать громоздких текстов и непонятных формулировок. Длинные предложения также писать нежелательно. В противном случае, дочитав его до конца, посетитель сайта забудет с чего оно началось. Также очень важно заранее решить на какую аудиторию Ваш сайт нацелен. Если речь идет о сайте про ценные бумаги и ПИФы и ориентированна на людей с экономическим образованием и средним возрастом, то использование жаргонной лексики в купе с фамильярным тоном будет явно неуместным. И, наоборот, чересчур строгая формулировка фраз и специализированная терминология не будут понятны посетителям Вашего сайта, если он предназначен для детей. Само собой, темы статьи не должны расходиться с тематикой сайта. И, конечно же, старайтесь как можно чаще менять контент Вашего сайта, т.к. прочтение одной и той же статьи в течение целого года вряд ли доставит удовольствие не только посетителям Вашего сайта, но и даже поисковым роботам, которые неровно дышат к часто обновляемым сайтам. Предполагается, что в этом случае качетство и информативность сайта только улучшается.
6. Поисковые машины: Яндекс, Гугль и другие
Необычность продвижения в поисковых системах заключается в простейшем соображении: это единственный способ раскрутки, напрямую связанный с качеством сайта. К тому же это единственный способ, который не требует от вас ни малейших усилий, но все равно дает эффект (пусть и не слишком большой). В чем прелесть продвижения сайта в поисковиках? Во-первых, в заинтересованности посетителей. На ваш сайт, посвященный способам оптимизации Windows XP, приходит посетитель из «Яндекса», набравший запрос «оптимизация Windows XP». Можете себе представить более заинтересованного посетителя? Вот и я не могу. А во-вторых, продвижение в поисковиках ничего от вас не требует, кроме работы над сайтом. Не надо ставить ответных ссылок, не надо крутить баннеры, не надо ходить на поисковик — надо просто сделать сайт. Но! Как всегда в этой жизни, есть «но!». Москва не сразу строилась, и эффект от продвижения в поисковиках вы увидите не сразу. Минимальный срок ожидания — две недели, чаще — месяц. Впрочем, специалисты, занимающиеся продвижением сайтов в поисковых системах, работают над сайтом не меньше двух месяцев — только потом можно говорить о результатах. Впрочем, нам торопиться некуда. Так и так несколько месяцев понадобится на наполнение сайта необходимым содержанием — статьями, ссылками и прочим (мне не встречались сайты, в момент открытия содержащие несколько сот статей и полный каталог ссылок) Кстати, подкреплю свои слова числами: по разным оценкам, посещаемость с поисковых систем составляет до 50% общей посещаемости сайтов в Рунете. Учитывая, что баннерные системы мы отбросили, для небольших сайтов эта доля может быть еще больше. Так что овчинка стоит выделки. Подытожим: посещаемость с поисковых систем и каталогов может и должна составлять основную часть в посещаемости небольших сайтов. Запомним это и перейдем к следующему пункту.
7.Почтовые рассылки
Под почтовыми рассылками имеются в виду, прежде всего, рассылки, выпускаемые на самом сайте. Но сначала — небольшое отступление. Выше мы говорили о способах привлечения посетителей на сайт — баннерах, ссылках и поисковиках. Однако все эти способы лишь приводят новых посетителей, но удержать их на сайте не помогут. Что же нужно сделать, чтобы пользователь возвращался на сайт снова и снова? Как вариант — организовать почтовую рассылку. Да, для этого он должен прийти на сайт и подписаться на нее. Впрочем, это не обязательно: если вести рассылку на сервере рассылок вроде Subscribe.ru или Maillist.ru, то довольно много подписчиков можно привлечь анонсом на самом сервере. Разумеется, подписка на рассылку требует определенной мотивации; иначе говоря, это уже — действие, на которое пользователь должен отважиться. Казалось бы, по этой причине подписчиков должно стать меньше. Но… Есть такое понятие «proven buyers» («проверенные покупатели», то есть люди, о которых уже известно — они могут купить что-либо в Сети). Как правило, информация о них базируется на простой логике: эти люди уже делали покупки в Интернет-магазинах, поэтому реклама, направленная на них, более эффективна, чем в других аудиториях. Аналогичная схема срабатывает и в нашем случае. Логика проста: если посещение вашего сайта так повлияло на пользователя, что он подписался на рассылку, то свою «лояльность» вашему сайту он уже доказал. Когда завтра ему придет письмо, рассказывающее о новых материалах на сайте, — он, по меньшей мере, его прочитает. И примерно в 20% случаев — сходит на сайт. А если на рассылку подписалось 4000 человек (не самый большой показатель), значит, в ближайшие два-три дня вашему сайту обеспечено восемьсот визитов. Правда, выпускать рассылку дело не простое. И труднее всего — обеспечить регулярность ее выхода. Новую статью на сайт можно выложить на пару дней позже, ссылку можно поставить на неделю позже, но рассылка, не появившаяся вовремя, оставляет неприятное ощущение. И еще один момент. Если включать в рассылку только анонсы материалов сайта, подписчики со скуки начнут отказываться от подписки. Если выпускать все статьи, которые публикуются на сайте, — то подписчики не будут ходить на сайт, зачем им читать одно и то же? Если, наконец, в рассылке публиковать одни статьи, а на сайте — другие… ну, и долго вы так протянете? В общем, найти золотую середину непросто. Но если вам это удастся, то каков будет эффект!
8. САР и почтовики
На этот счет весьма расхожее мнение: С одной стороны поток посетителей круглые сутки, с другой относительно небольшая ценность таких посешений. Потенциально заинтересованных посетителей раз, два и обчелся. Подавляющее большинство серферов не обращают на контент сайтов никакого внимания. Здесь реклама носит чисто формальный характер, а реально получаемая польза только от визита реципиента на сайт рекламодателя, дабы система зачислила деньги за её прочтение, а сайт получил ещё один бессмысленный визит и такой же бессмысленный показ баннеров. Но как говорится "на безрыбье и рак рыба", и другой раз именитые сайты не гнушаются таким видом раскрутки, а тем паче, начинающий вэбмастер не имеющий достатчных средств, чтобы хоть как то показать свой новорожденный сайт.
Как видим, даже в этих кратких рекомендациях по раскрутке сайта - довольно много работы для вебмастера. Чем серьезнее вы будете заниматься раскруткой своего сайта - тем больший эффект получите. Скажем так, на своё "детище" не ленитесь тратить ежедневно хотя бы 2-3 часа, совершенствуя как сам сайт, так и продвигая его в сети. Сайт должен регулярно обновляться и быть интересен посетителям. Вот главное средство раскрутки сайта. И последнее. Помните, что по своей сути все действия по оптимизации сайта являются попыткой вебмастера влиять на результаты выдачи поисковой системы. А это является прямым нарушением правил поисковиков. Поэтому, не переусердствуйте в своих стараниях, дабы не получить элементарный "бан" от поисковика.